Этика охотника и рыболова

Кроме требований правил охоты, рыбной ловли и правил техники безопасности при производстве охот, выполнение которых каждым строго обязательно, существуют еще традиционно сложившиеся нормы поведения охотника и рыболова. В целом это, конечно, те же нормы, которые присущи любому культурному человеку в отношениях с другими людьми, по отношению к животным и к объектам дикой природы вообще. Однако, например, в силу специфики занятия охотой - наличия в руках человека оружия, то есть средства повышенной опасности, нахождения его зачастую один на один с окружающей природой, где единственным контролером действий является собственная совесть, нормы поведения охотника имеют свои особенности.

Во-первых, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий - заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.

Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе.

Он не может спокойно проходить мимо фактов браконьерства, случаев нанесения ущерба природным богатствам.

Традиционно сложившаяся культура охоты в России определенным образом отличается от культуры охоты в западных странах. Она несколько проигрывает в ритуалах, сопровождающих процесс охоты, изысканности охотничьей одежды, охотничьих принадлежностей. Видимо, это определилось тем, что охота в России во все времена была более доступна самым широким слоям населения. Однако это же, а также наличие значительно большего количества различных видов охотничьих животных, определило разнообразие способов русской охоты. В подавляющем большинстве охота у нас либо индивидуальна, либо предполагает участие двух-трех-четырех близких товарищей, действующих в тесном контакте. В отличие от коллективной охоты, более распространенной на западе, это позволяет шире проявлять на охоте личную творческую инициативу, гораздо глубже познавать повадки животных, законы и тайны природных явлений, использовать эти знания для достижения успеха на охоте.

Наш российский охотник, как правило, достаточно пренебрежительно относился к красоте своего охотничьего костюма, но высоко чтил качество охотничьего оружия и специального снаряжения. Вот что пишет Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" о сборах на охоту богатого барина князя Облонского Степана Аркадьевича с товарищами: "Степан Аркадьевич был одет в поршни и подвертки, в оборванные панталоны и короткое пальто. На



голове была развалина какой-то шляпы, но ружье новой системы было игрушечка, и ягдташ и патронташ, хотя истасканные, были наилучшей доброты. Васенька Весловский не понимал прежде этого настоящего охотничьего щегольства - быть в отрепках, но иметь охотничью снасть самого лучшего качества".





Комментарии к статье: