Первые шаги в натаске легавой

В журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 5 за 1982г. была опубликована очень хорошая статья С.Бермана "Дрессировка легавых собак". Можно согласиться почти со всеми ее рекомендациями, за исключением степени строгости подхода к дрессировке. По-видимому, здесь играют роль породные особенности собак. Континентальные легавые, опыт работы с которыми излагает С.Берман, требуют более жесткой дрессировки, пойнтер и сеттеры нуждаются в более мягком подходе, основанном скорее, на применении поощрения, чем жесткого принуждения. Особенно это касается отработки команды подхода к владельцу (по команде "ко мне"). Кроме того, наш опыт показывает, что уроки следует заканчивать, пока собаке не надоела натаска. В этом случае она со временем все команды будет выполнять охотно, без принуждающего давления, в тесном контакте с ведущим. И только команду "лежать" или "даун" приходится отрабатывать жестоко, даже с хлыстом, для того чтобы собака ложилась "как подкошенная". Именно в подобном исполнении эта команда нужна при натаске. Как ни жаль свою собаку, для облегчения последующей натаски и успешной работы в поле необходимо приучать ее к беспрекословному и быстрому подчинению.

В упомянутой статье С.Бермана о дрессировке легавых упущены две команды, очень важные для натаски. Это приучение щенка легавой к запретительной команде "нельзя" или "тубо", и к посылу "вперед" ил "пиль". Обучение следует начинать очень рано, месяцев с трех. Дрессировать можно дома, когда щенок делает что-либо недозволенное: рвет обувь, теребит ковер и тому подобное. При этом, резко произнеся запрещающую команду, или довольно быстро его одерните, или легонько шлепните и обязательно уберите предмет, который вызвал нежелательное действие щенка. Затем "нельзя: следует говорить, когда щенок подбежит к корму, удерживая его некоторое время. У миски с едой надо отрабатывать комплекс: "нельзя" - "лежать", и после выполнения этих приемов, сначала очень кратковременных, давать разрешающую команду: "вперед" или "пиль", по которой щенку разрешается начать еду. Если щенок осторожничает, побаивается начинать есть после выполнения двух запрещающих команд, погладьте его ласково, повторяя "вперед, вперед, хорошо, вперед", стимулируйте начать еду, вплоть до того, что подвиньте мисочку с едой поближе. И в дальнейшем этот комплекс команд надо отрабатывать, учитывая психику и поведение щенка: если он решителен, активен и даже упрям - запрещающие команды следует давать резким голосом, зачастую с принуждением. Иногда приходится заранее надевать ошейник, чтобы вовремя дернуть щенка и пригнуть к полу. Такой щенок сразу бросается к еде, как только ему дается разрешающая команда. Здесь его иногда приходится придерживать за ошейник, чтобы к еде он подходил более спокойно. При этом надо приговаривать: "тише, тише" или "тихо, тихо".

Если же щенок нежный, податливый, запрещающие команды давайте тихим спокойным голосом, но настойчиво. Вообще на щенка, а потом и на собаку голос лучше не повышать, даже когда дают запрещающие команды. Собака очень хорошо усваивает интонации, слух у нее отличный, и поэтому крики совсем ни к чему. Кричать на собаку равносильно признанию в своем неумении. Кроме того, собака, приученная к крикам, будет слушаться только криком и при работе по дичи, а уж какая охота с криками?

Итак, в 8-10 месяцев щенок должен знать и четко выполнять все необходимые ля его натаски команды: "ко мне", а параллельно и свисток, "лежать", "нельзя", "вперед", "рядом" или "к ноге", "апорт". Выращивая и воспитывая щенка, внимательно следите за его развитием и помогайте приобретать навыки, необходимые для его дальнейшей натаски. Первыми шагами в натаске будут приучение к стойке. Зачастую щенок начинает сам останавливаться как бы на стойке и долго глядеть на что-нибудь живое - на сидящую муху, стрекозу, шмеля. Это надо поощрять, и, заметив, что пес замер перед мухой, последить за ним, а потом погладить, сказать "хорошо, хорошо", и, если муха не улетела, послать щенка командой "вперед" или "пиль" согнать муху. То же проделывайте и на прогулке, если щенок встал на стойку перед голубями или воробьями. Здесь не следует опасаться, что он приучится делать стойки не по дичи. В охотничьих угодьях при натаске собака быстро определяет где дичь, а где не дичь. Не мешайте в этом развлечении и взрослой собаке, надо лишь довольно быстро снимать ее со стойки не очень строгой командой типа: "балуй".

Перед голубями или воробьями щенка выдерживайте довольно долго (1-2 минуты), а потом, погладив по голове с командой "хорошо, хорошо", пускайте по команде "вперед" или "пиль" на птиц. Все эти упражнения проводятся, только если щенок на поводке. После взлета птиц резкой командой "лежать" или "даун" и, если это необходимо: одергиванием поводком уложите собаку, дайте полежать и успокоиться некоторое время (1-2 минуты). После этого щенка не подводите к месту, где сидели птицы, не давайте обнюхивать сидку, а отведите в другую сторону.

Если же щенок даже не пытается сделать стойку, его надо приучать к этому: увидев голубей или воробьев на земле, тихонько подойдите к ним, ведя щенка на поводке. Как только он заинтересуется птицами и начнет на них смотреть, следует остановиться и, перебирая руками, отпускать длинный поводок, на котором щенок должен тихо и постепенно подходить к птицам. Когда он подойдет довольно близко (на 2-5 м), не давая больше поводка, остановите его (но так чтобы птицы не улетели) и дайте постоять столько, сколько он сможет стоять, глядя на них. Как только щенок начнет отвлекаться от этого зрелища, надо, не сдвигая с места щенка, быстро подойди к нему, приласкать, погладить по голове со словами "хорошо, хорошо", "стоять". Упражнения следует проводить все время, пока щенок не начнет самостоятельно делать стойку на этих птиц. Чтобы щенку не надоело и чтобы его не отвратить от стойки, такую дрессировку проводите всегда, когда есть птицы, но не более двух-трех раз во время каждой прогулки. Иначе щенок стает от напряжения и начинает отвлекаться. Пока щенок самостоятельно не начнет вставать на стойку по птицам, его следует только ободрять и поощрять командой "хорошо", не принуждая ложиться после взлета птиц. Класть следует лишь тогда, когда щенок начнет вставать на стойки не только самостоятельно, но и с увлечением.

Еще один комплекс подготовки собаки к натаске проделать следует до ознакомления с дич



ью в поле - научить искать "челноком" на параллелях впереди хозяина, перпендикулярно к направлению его движения, стараясь, чтобы собака удалялась вправо и влево примерно на одинаковое расстояние - сначала достаточно метров на 10, а потом расширить поиск метров до 30. некоторые собаки сразу же убегают на 100 метров, и обучать их труднее, но подход ко всем должен быть одинаковым.

Начинайте вырабатывать поиск "челноком" после 6-7 месяцев, хотя зачастую уже трехмесячный малыш начинает "челночить". Но тогда это является проявлением выработанного человеком рефлекса легавой собаки. При выработке поиска челноком подросток легавой должен уже быть довольно "сознательным", имеющим представление об основных азах дрессировки и натаски.





Комментарии к статье: