Проверка ударно-спусковых механизмов

От надежной и исправной работы ударно-спускового механизма зависит безопасность эксплуатации ружья. С неисправным ударно-спусковым механизмом ружья на охоту выходить не следует ни в коем случае. Это
не требует пояснений. Может неожиданно прогреметь роковой выстрел в спину товарища. Поэтому периодически, особенно у подержанных ружей, надо проверять надежность работы ударно-спускового механизма.
Такие проверки должны состоять из многих элементов.
     
     Вначале следует проверить длины выходов бойков за щиток колодки. У куркового ружья это сделать довольно просто. Следует нажать на спусковой крючок и подать курок вперед
до отказа. У внутрикурковых ружей придется отнимать приклад, чтобы нажать сзади на боек. В среднем выход бойка должен быть в пределах 1, 5-1, 8 мм. У ружей ИЖ-27 допускается выход до 2, 2 мм. Если
выход бойка меньше, то возможны осечки, особенно при утопленных в капсюльных гнездах капсюлях на глубину более 0, 2 мм. Диаметр бойка должен быть равен 2, 4 мм, а радиус закругления порядка 1, 6 мм.
При заостренном бойке возможно сквозное пробитие капсюля и через образовавшееся отверстие в капсюле произойдет прорыв пороховых газов, которые могут повредить глаза. Даже были случаи разрушения
дерева ложи.
     
     Затем необходимо проверить положение бойков при спущенных курках. Когда спущены курки и находятся в положении отбоя, бойки будут находиться в заднем положении, поджатые
своими пружинами. Они не должны выступать над поверхностью щитка колодки. Иначе при резком закрывании ружья, а иногда и при открывании, может произойти непроизвольный выстрел. Если же боек заклинит в
пробитом капсюле, возможна его поломка при открывании ружья.
     
     Следующее, что необходимо проверить, это предохранительный взвод курков у ружья. Это можно сделать разными способами. У куркового ружья при подаче вперед спицы курка
курок не должен касаться бойка. Можно проверку осуществить, отняв цевье со стволом от колодки ружья. Затем ставят ложу с колодкой затыльником приклада на опору. К щитку колодки против отверстий для
бойков плотно прижимают деревянный брусочек. Затем оттягивают курок за его спицу и, не доведя его до боевого взвода, отпускают для удара по бойку. При осмотре брусочка на его приложенной к колодке
грани не должно быть отпечатка от удара бойком. При обнаружении такового, ружье следует отремонтировать, так как таким ружьем пользоваться опасно. Еще один способ проверки. В патронник вставляется
гильза, имеющая только капсюль, после чего ружье закрывают, а по спице невзведенного куркового ружья наносят несильный удар деревянным брусочком. Если в этом случае будет накалываться капсюль, то,
значит, ружье неисправно. Сила удара по спице курка должна быть такова, чтобы не повредить курок. Вес брусочка должен быть соответственно подобран.
     
     Проверка надежности боевого взвода у куркового ружья осуществляется при взведенном курке, для чего сзади нажать на спицу курка. Курок не должен срываться с боевого
взвода. У куркового ружья такую проверку можно осуществить и другим способом. При взведенном курке ударами деревянного брусочка по ствольной колодке проверить ружье на срыв взведенных курков с
боевого взвода. Это же можно проверить с помощью ударов ружья затыльником приклада о достаточно твердую, но с мягкой подкладкой поверхность.
     
     Для проверки силы удара бойка необходимо поставить на горизонтальную поверхность щитка колодки пустую использованную металлическую гильзу сплошной частью дна (не
напротив капсюльного гнезда) над отверстием для выхода бойка. Нажав на спусковой крючок, спустить курок. Если гильза подпрыгнет не менее чем на 50 мм, то можно считать силу удара бойка вполне
удовлетворительной. Несмотря на то, что гильза при подскакивании кувыркается из-за того, что бойки ружья расположены под углом к плоскости щитка колодки, но все же общую высоту подскока замерить
можно. При достаточном опыте силу удара бойка можно проверить по глубине вмятины от бойка на деревянном брусочке. Для этого необходимо плотно прижать деревянный брусочек против отверстия под боек и
спустить курок. Затем сравнить глубины вмятин от бойков. На ИЖ-27, например, глубина вмятины от верхнего бойка бывает больше, так как в нижнем стволе курок наносит удар своей серединой.
     
     У внутрикурковых ружей, не имеющих перехватывателей курков (интерсепторов), надо проверить надежность действия предохранителя, запирающего спуски и автоматически
удерживающего курок при ударах или сильных сотрясениях. Срыв курков с боевого взвода может происходить по причине износа грани боевого взвода курка или шептала. Для обнаружения этой неисправности
следует взвести курки и ударить затыльником ложи через мягкую прокладку по нежесткой поверхности, например о землю. Если при этом без нажатия на спусковые крючки произошел самопроизвольный срыв
курков с боевого взвода, то ружьем нельзя пользоваться. Необходим ремонт ударно-спускового механизма.
     
     При необходимости можно проверить и работу перехватывателей курков (интерсепторов). Для этого потребуется отнять приклад, а затем с помощью стержня отвести один из
курков и, без постановки его на боевой взвод, отпустить. Так как спуск при этом не нажимался, курок должен быть остановлен перехватывателем (интерсептором). Удара по бойку не должно быть.
     
     При проверке ружья следует обратить внимание на момент взведения курков у внутрикурковых ружей. Взведение должно происходить раньше, чем окажется патрон в патроннике.
Если это будет происходить одновременно или чуть позже, то возможно невзведение курков. Взведение курков должно сопровождаться четкими щелчками. При проверке курков и спусковых крючков в патронник
надо вставить для предохранения бойков от поломки использованные гильзы (обязательное разбитыми капсюлями).
     
     Проверка усилия нажатия на спусковой крючок, а по сути дела надежности зацепления боевого взвода курка с гранью шептала, можно проверить динамометром или пружинными
весами. При замере усилия на спусковые крючки надо обращать внимание на направление тянущей силы для переднего и заднего спусковых крючков. У заднего направление силы должно быть направлено вдоль
верхней кромки гребня приклада. А для переднего спуска направление тянущей силы выше гребня (примерно на высоте 10 см от кромки гребня).
     
     Величину усилия спуска можно определить и без динамометра. Ружье следует поставить прикладом на землю и подвесить за спусковой крючок мешочек с грузом. Груз добавляется
постепенно. Как только произойдет спуск курка, следует зафиксировать этот вес. Можно подвешивать и банку, наливая в нее воду. При этом усилие замеряется более точно.
     
     Усилие спусков влияет на меткость стрельбы (особенно пулевой), У охотничьих ружей усилие спусков верхнего ствола должно быть равно примерно 1, 8-2, 0 кг, а у нижнего
ствола несколько меньше — около 1, 5-1, 75 кг. Усилие более 2, 5 кг уже считается великоватым, так как произвести спуск такого крючка трудновато, а значит, ухудшится меткость стрельбы. Здесь перед
охотником встает дилемма. При слишком малых усилиях спусков возрастает опасность случайного выстрела даже при незначительном задевании за спусковой крючок, а при слишком тугом не сделаешь меткого
выстрела.
     
     Конечно, такие проверки необходимы, если ружье было довольно длительное время в эксплуатации или при покупке ружья с рук, в комиссионке.
     
     Анатолий Азаров
     

Оцените статью
Охота в Украине
Добавить комментарий

  1. рома

    подскажите из за чего у меня левый ствол не добивает капсул баек оставляет маленькую вмятину все чистил промывал длинна байка вроде нормальная ! как и у правого но правый хорошо бьет а левый осечит редко когда стреляет! помог8ите

    Ответить